-Привет Тимур, расскажи немного о себе.
Ну, у меня 2 ноги, столько же рук, это всё прикреплено к туловищу, на которое я с радостью натяну майку Чукотка. Спасибо за этот лимитированный выпуск (=
Если быть более конкретным, я работаю вахтовым методом на крупном руднике на Чукотке, и это даёт мне возможность в свободное время заниматься любимыми делами.
На Чукотку мы переехали в 1989 году, я окончил школу в Анадыре, потом у меня был 10 летний перерыв от Севера: учёба и жизнь в Москве. В 2009-м году столица мне надоела, и я приехал погостить на лето домой. Наступило 8 лето, и к нему я уже находил, наездил, проплыл по Чукотке более 6 000 километров.
- Как ты увлекся фотографией? И что тебя cподвигло на путешествия?
Я помню, что к природе меня тянуло с детства, когда мы жили в Башкирии, а потом в Тверской области. Мне всегда было интересно, кто победит: гусеница или муравьи, больно ли клюёт петух, куда ведёт эта дорога, или что же находится за теми холмами. Когда я вырос, удержать меня дома рассказами о бабайках уже не получилось. В школе я начал ходить в туристический кружок, где мы изучали ещё и фотографию. Ого, я тут прикинул, получается, что я уже 21 год занимаюсь тем, что люблю.
-Какие места за время путешествий тебе понравились и запомнились больше всего?
Я, конечно, не только по Чукотке путешествую: несколько раз приезжал на альпинистские сборы на Кавказ и продолжаю регулярно ездить в этот регион, путешествовал на велосипеде по Словакии, ходил пешком по Хибинам, Финляндии. Везде хорошо, просто, поскольку сейчас я проживаю на Чукотке, я решил всецело посвятить себя ей. А она оказалась настолько разной, что не перестаёт удивлять меня в каждом моём походе. Оставаясь в пределах одного округа, я побывал и в Антарктиде, и на том же самом Кавказе, и в Карелии, и на Луне.
Потом, я же не наобум хожу. Мой выбор осознанный: уже глядя на карту я могу представить интересный маршрут, привязать его к необычным точкам: озеру Гелляномкы-Гытгын, горе Острые Сопочки, бухте Этелькуюм, Эчкачек и Эгвекинот, как было в последнем походе пару месяцев назад. Мне нравятся такие фишечки, они веселят.
Не стоит забывать, что ценное в путешествиях по Чукотке – это и встреча с людьми: дальнобойщиками, охотниками, оленеводами, жителями отдалённых сёл численностью в пару сотен человек. Чукотка без людей — просто территория. Люди наполняют её жизнью. А она их жизнь — смыслом. Конечно, всё меняется: прогресс, деньги, алчность докатились уже и до Полярного Круга, поэтому я и спешу насладиться общением с последними настоящими романтиками Севера.
- С какими основными сложностями тебе приходиться сталкиваться во время походов по Чукотке?
Здесь ужасная транспортная система. Даже местным жителям порой невозможно приобрести билеты, чтобы добраться до своего села, или вылететь в окружной центр: рейсов не хватает, билеты дорогие и всегда раскуплены. Выбор маршрута, в общем-то, и начинается с условия: как добраться до места старта, и как выброситься из финиша. Поэтому Чукотка и остаётся такой труднодоступной для простого путешественника с материка.
В былые времена в отдалённых посёлках невозможно было купить газ. Или сигнальные ракетницы, для защиты от медведей. А перевозить в самолёте такое нельзя.
Что касается медведей, тут вообще особый случай. Вся северная Америка ходит со специальными газовыми баллонами, эффективно отпугивающими хищников. А у нас – наоборот: медведи гоняют людей по посёлкам.
-Какие экстремальные ситуации с тобой случались за время путешествий?
Ну, если я начал рассказ о медведях, самый экстремальный случай и будет встреча с медведем. В 2006 году мы путешествовали по Чукотке на велосипедах, он меня и догнал сзади. Так мы и ехали какое-то время: я по одной стороне дороги, а медведь по другой, в 5 метрах от меня. Я в тот момент, конечно, ошалел от происходящего, ни одной фотографии не сделал, да что-то как-то особо и не хотелось совершать лишних телодвижений.
В остальное время все увиденные мишки убегали, если видели меня. Я в путешествиях настраиваюсь, что, всё-таки, это дикий зверь, который избегает встреч с человеком. Но, конечно, заприметив бурую тушку, всё равно становится не по себе.
-Какая вещь необходима в любом путешествии? Что бы ты рекомендовал никогда не забывать?
Не надо забывать голову дома. Сейчас я наблюдаю повальное увлечение туризмом, все вдруг сорвались в походы, на охоту за невероятными селфи в инстаграме. Мне порой пишут люди, собравшиеся ехать на Чукотку, но задают такие нелепые вопросы, от которых я теряю самообладание, но пока ещё сдерживаюсь, чтобы резко не ответить. Зачем лезть туда, куда вы не готовы лезть! Нужно изучать теорию, постепенно проверять её на опыте. Хороший походник — это ведь не тот, который может определить север по муравейнику. Это человек, который не потеряет самообладание в экстренной ситуации, знает пути решения, основанные на опыте. А для этого надо изучить матчасть, себя и Природу. Постепенно, шаг за шагом.
Мир стремится к облегчению жизни. Интернет позволяет прочитать отчёт, скачать трек готового маршрута, где будут отмечены все точки. Заплатив деньги, вчерашний офисный сотрудник превращается уже в покорителя Эльбруса. Кажется, что уже нет того, что нельзя не получить, отправив смску. Вот эта лёгкость и расслабляет людей, делает их недееспособными. Зато амбиций у нас…
Сломался твой джипиэс, а компаса нет, да и картой пользоваться чот как-то и не умеешь. Даже просто для того, что бы уверенно прыгать по камням на горном рельефе, организму нужно время на тренировку. Пусть и физуха отличная, мозжечок просто не привык к таким движениям, что в итоге может привести к травме.
-Какие планы на будущее?
С прошлым бы расквитаться. У меня столько неразобранного материала, что можно год никуда не ходить. На Чукотке, помимо прочих, есть пара главных для меня проектов, которые сверлят мозг, их и буду стремиться воплотить. После, я смогу выдохнуть и рассказать вам.
Ну и встретимся в Красной Поляне (=
сайт Тимура: timurakhmetov.com
инстаграм: @lonely_free_ranger