Ваз-2121 Нива – один из самых известных внедорожников в России, который показывает становление отечественного автомобилестроения. Он также известен за рубежом в виде легенды, благодаря высокой проходимости, уникальности внешнего вида, хоть и за границей облик машины был немного изменен. До сих пор она продается в нашей стране, только под другим названием LADA 4x4.
История модели
Советский Союз был страной, где огромное количество длинных непроходимых дорог, сельские местности раскиданы по всему государству. Создание автомобиля началось еще в 1970 году, задача которого была сделать полноприводную Жигули для бездорожья. Сначала планировалось добавить к Жигули новые детали, но потом было принято решение сделать новый автомобиль. Задача была крайне тяжелой: нужно было сделать внедорожник на уровне Range Rover, однако классом значительно ниже, так как основной критерий машины – доступность.
Машине сделали прочную подвеску, полный привод, удобный и простой строгий салон. Одним из дизайнеров автомобиля был художник Валерий Семушкин. Ему поручили создать облик на основе уже готового прототипа, названным «Крокодилом». Он выступал за тот автомобиль, который подойдет как жителям сельской местности, так и городским. Машина должна была иметь небольшой аккуратный багажник, отсек для запасного колеса. В создании облика автомобиля участвовал Петр Прусов, он выступал за закрытый несущий кузов, придающий Ниве особую изюминку, которой не было ни у кого. К 1974 году собрали 15 машин, а к 1976 году в Тольятти было готово 50 машин.
В 1977 году был продан первый автомобиль – доступный и стильный внедорожник. Испытывали Ниву на автополигоне, где было все: грунт, ямы, болота. Нива оказалась самой устойчивой: она смогла пройти трудные участки с относительной легкостью по сравнению со своими конкурентами Range Rover и Land Rover. Машину стали продавать в более 100 странах мира, также переоборудовали под дорожные условия и моду страны, делая из них пикапы или кабриолеты. Сборка автомобиля началась за границей: в Канаде, Чили, Бразилии и тд. Новые Нивы были в дефиците, потому что 80% всех машин отправляли на экспорт, а остальные было сложно ухватить, так как желающих было много. За несколько десятилетий за границу поставили больше 500 тыс. автомобилей. За рубежом машину перекрашивали, меняли настройку сидений, добавляли новую комплектацию в виде люков, противотуманок. Она превратилась в настоящую легенду. В 1978 году ее признали лучшей в своем классе, она получила золотую медаль на автомобильной выставке в Брно.
Плюсы и минусы машины
Почему же Нива так ценилась? Подобных ей в мире было совсем мало, особенно бюджетных вариантов. Есть несколько разновидностей Нивы: трехдверная и пятидверная. Она преодолевает крутые подъемы, легко выходит из грязи. У нее экономичный расход топлива относительно всего модельного ряда УАЗ. Благодаря двум ведущим мостам, она не застревает: машину могут вытягивать как передние, так и задние колеса. За счет высокого дорожного просвета она не цепляет днищем кочки. Она имеет маленький багажник, что не очень удобно. Нива не подходит для поездок на большие расстояния, так как шумоизоляция в машине хромает, на трассе успеваешь это прочувствовать. За счет небольших габаритов Нивы, таких как узкого кузова и маленьких зеркал, она с легкостью пробирается сквозь ветки деревьев. Автомобиль бюджетный в плане обслуживания, у него недорогие запчасти, и некоторые поломки можно починить самому с помощью обычных ключей.
Внутри салона приборы от Жигули, плетеный руль и коробка передач. Удобств маловато: сидишь с согнутыми ногами и пытаешься дотянуться до третьей передачи. Спустя время появилась пятая передача, что позволило прибавить 10км к ее скорости. У Нивы небольшая мощность, но для деревни вполне хватит: от 60 до 83 лошадиных сил. В то время Нива занимала призовые места в автоспорте, она принимала участие в марафонах, после которых продажи машины влетели в 6 раз. Несмотря на выдающуюся способность легко преодолевать препятствия, не нужно изнурять машину постоянными гонками или маневрами, так как у нее слабый двигатель. Особенно, если это машина 80х годов. Такая машина подойдет тем, кто любит реставрировать старый транспорт.
На данный момент, несмотря на плюсы ее подвески полного привода, эта модель уже устарела. За 40 лет своего существования она практически не поменялась. Сейчас она больше подходит для сельской местности, для дачи, или однодневного уикенда. Это машина, которая отправляет нас в путешествие во времени, вспоминая атмосферу СССР, заставляет ностальгировать каждого и вспоминать с любовью то время.