Ульяновский автозавод в конце января 1958 года выпустил первую УАЗ-Буханку. На тот момент это была единственная в мире машина в виде вагона, она имела повышенную проходимость в условиях бездорожья и малую грузоподъемность. Уже более 60 лет «Буханка» пользуется спросом на отечественном рынке. Это надежная и незамысловатая машина, без которой не может обойтись житель российских деревень.

История модели

В начале 50-х годов Министерство обороны в ожидании ядерной войны между США и СССР отдало секретный приказ конструкторам Ульяновского автозавода: создать автомобиль для того, чтобы вывозить больных и погибших из области радиоактивного поражения. Помимо мест для пассажиров и водителя, должны быть специальные крепления для носилок. Это была универсальная машина: грузовик, микроавтобус, санитарная машина. Сроки были сжаты, поэтому работники немедленно приступили к выполнению приказа.

Они взяли за основу шасси от ГАЗ-69, также трехступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку. Салон стал более вместительным и просторным благодаря измененной компоновке. Сконструировали первый отечественный автомобиль, в котором двигатель находился прямо в салоне. Машина, которую создали специально для армии, вышла настолько удачной, что ее стали переделывать люди под конкретных покупателей. Всего создали пять образцов, несколько из которых нужно было переделать. На основе Буханки появился гусеничный вездеход, скорая помощь, большой микроавтобус, вмещающий в себя 16 человек. Одна серия была полноприводной, а в 1961 появилась заднеприводная УАЗ-451. В течение многих лет УАЗ-Буханку хотели модернизировать, изменяя внешний вид машины. Но решение пришло к тому, что машина останется такой раз и навсегда.

В 1958 году началось серийное производство машины. В год собиралось 4 тысячи автомобилей. В 1959 году 35 санитарных машин экспортировали в Сирию, Албанию и Индонезию. Но о глобальном экспорте речь не шла. Через 6 лет машина получила четырехступенчатую коробку передач и новый двигатель ГАЗ-21. Только в 90-х годах автомобиль получил двигатель с 90 лошадиными силами, улучшенные мосты и вакуумный усилитель тормозов. Грузоподъемность машин увеличили с 800 кг до 1 т. Вскоре машина УАЗ-452 получила Знак Качества. На протяжении 30 лет постоянно менялись индексы автомобиля: УАЗ-452 называют Батоном, Таблеткой и Буханкой, а бортовые кузова с индексами 39094 и 3303 – Головастиками.

 

Характеристики

После очередной модернизации Буханка получила 2,9-литровый двигатель мощностью 98 лошадиных сил. Еще спустя 10 лет в машине появилась система ABS, ремни безопасности и гидроусилитель ремня, однако кузов УАЗа-буханки так и не усовершенствовали в целях безопасности.

У автомобиля отсутствовала задняя боковая дверь, поэтому посадка пассажиров осуществлялась через задние двери. На первых машинах серийного производства передние боковые двери УАЗа-буханки открывались против движения. Самый главный минус автомобиля – это отсутствие системы безопасности. Любая авария может быть опасна как для машины, так и для водителя с пассажирами. Ноги никак не защищены от лобового столкновения, также нет никаких подушек безопасности. Салон УАЗа-буханки не отличается высокой комфортабельностью: в автомобиле жесткие сиденья, сильная тряска, которая сопровождает на протяжении всей поездки.

Незаменимый автомобиль

Почему же УАЗ-буханка так популярна до сих пор? Самое главное ее преимущество – проходимость. Она может пройти там, где не могут пройти микроавтобусы. Все это благодаря двум ведущим мостам. Дорожный просвет машины 40 см, что позволяет спокойно преодолевать снежные завалы, колеи, грязь. Машина идеально приспособлена для российских дорог. А ремонтом УАЗа-буханки можно заняться прямо на ходу. Тем, кто знаком с этой машиной давно, не доставит сложностей починить ее самому.

Несмотря на возраст машины, она до сих пор остается в строю, особенно в сельской местности Буханка незаменима. С ней знакомы все благодаря ее простоте и практичности, она точно создавалась не для комфорта, а, в первую очередь, для армии. Сейчас молодые любители тюнинга создают новую УАЗа-буханку для экспедиций, поездок в горы и на вулканы, и даже по другим странам. В обновленных автомобилях появляется подогрев сидений и место под магнитолу. В салонах устанавливают кондиционер, комфортные сиденья. Люди придумывают авантюрные проекты, в которых совершают путешествия по несколько тысяч км. Уаз-буханка – машина, облик которой мало менялся на протяжении 70 лет, поэтому она знакома каждому. Со времен СССР она завоевала народную любовь к себе.